После второй мировой войны астрология стала во многом предметом шарлатанства, а не серьезных научных исследова*ний. Одна за другой стали появляться книги, авторы которых всерьез претендовали на постижение «высшей мудрости». До*казательства своей правоты они искали в древних трактатах, ссылаясь на их авторов как на непререкаемые авторитеты. И вскоре «принцип древности» в астрологии оказался столь же популярен, как и принцип новизны в современной нау*ке. В поле зрения астрологов попадало все. Так, астролог У.Форчайлд написал труд «Астрология для собак и их хо*зяев». Не обходилось и без курьезов. Однажды сотрудники французского журнала «Сьянс э ви» («Наука и жизнь») за*казали астрологам объединения «Ординастраль» гороскопы 10 известных преступников, изменив лишь имена. Ни в од*ном из гороскопов не оказалось ни малейшей доли правды. Подобные факты привели к тому, что репутация астрологов постепенно становится весьма сомнительной. И снова, как уже не раз бывало в истории, на астрологию начались нападки. Ее отвергали, критиковали, высмеивали... Но, как известно, отрицательный интерес есть тоже интерес. И постепенно астрология вновь завладела умами людей во всей Западной Европе и Америке. Вспомнили, что еще в на*чале века известный философ Карл Юнг (1875-1961) предпо*ложил, что астрология имеет огромное значение и западная цивилизация много потеряла, забыв «науку звезд» Востока. В 1948 г. в Лондоне был основан астрологический факультет. «Наука звезд» получила официальное признание. По данным социологического опроса, в настоящее время 38% американцев в возрасте от 18 до 24 лет воспринимают астрологию как науку, в возрасте от 30 до 49 лет верящих в «науку звезд» 16%, от 50 лет и старше — 21%. Практичес*ки каждый четвертый американец верит в астрологию, и по крайней мере 5 миллионов жителей США планируют свою жизнь по указанию звезд. В Англии 44% населения, как ми*нимум, раз в жизни обращались за советом к предсказате*лям, 30% жителей верят в астрологию, 35% не верят, осталь*ные колеблются. Гороскопы читают регулярно 35% англичан, от случая к случаю — 45%, из них 20% верят в астрологию, 3% следуют советам своего гороскопа регулярно, 22% — иног*да, 29% англичан верят, что между судьбой человека и звез*дами существует связь, 58% не верят, 13% еще не решили для себя этого вопроса. Во Франции постоянно читают гороско*пы 20 миллионов человек, и 15% населения по крайней мере раз в год консультируются с астрологами, которых в стране более 25 000. В Германии из 100 человек гороскопами пользуются 58. К услугам предсказателей прибегают руководители круп*ных фирм и банков, многие политические деятели, известные спортсмены. Кое-кто располагает и персональным астроло*гом. Так, например, для Жаклин Кеннеди гороскоп составил астролог Золтан Масон. Во многих странах в наши дни астрологические предска*зания печатаются в газетах, издаются специальные журналы «Судьба», «Гороскоп», «Астраль», «Звезда», тиражи которых от 40 до 160 тысяч экземпляров; выходят книги, бюллете*ни, проводятся конгрессы. Согласно данным, опубликован*ным в газете «Геральд трибюн», в США насчитывается око*ло 10000 профессиональных астрологов и еще 175 000 зани*маются астрологией по совместительству. В 1 320 ежедневных газетах астрологи имеют собственную рубрику. Фирма «Тайм Пэттерн инститьют» проводит в год более 250 000 персональных астрологических предсказаний. Фирма «Зодиактроникс» организовала круглосуточное обслужива*ние клиентов по телефону. Астрологический бизнес приносит немалый доход. Только в США он дает более 200 миллионов долларов в год. Во многих странах создана целая индустрия гороскопов, рассчитанная на самые разные слои населения. В США например, работает три специализированных ком*пьютера: один выдает гороскопы в 10000 слов за 20 долларов; другой готовит гороскопы для 2 000 студенческих кампусов; третий составляет около 500 гороскопов в день. Астрология проникла в учебные заведения. Более 30 учеб*ных заведений Запада готовят дипломированных специалис*тов-астрологов. В шести университетах ведутся академичес*кие курсы астрологии. В Париже большой популярностью пользуется Высшая школа астрологии. Порой астрологии придается неоправданно большое зна*чение. Так, современный австралийский астролог Фуре Морриш ставит астрологию в один ряд с древнеиндийской фи*лософией йоги и считает, что астрология произведет перево*рот во взглядах человека на окружающий мир и со временем дискредитирует науку и религию. А о том влиянии, которое оказывают на массы взгляды астрологов, говорит следующий факт. В начале 60-х гт. астрономы ожидали соединения восьми планет, что, согласно учению астрологов, приведет к гло*бальной катастрофе. По этому случаю в феврале 1962 г. члены одного из английских обществ собрались в горной местности Англии, чтобы молиться о предотвращении катастрофы. Астрология процветает во всех странах. Что это? Резуль*тат нестабильности в мире? Неуверенность в завтрашнем дне? Невежество? Дань традиции? Политика?.. Не так давно во Франции вышла книга «Возвращение астрологии». Ее авторы, французские социологи, подвергли анализу данную моду и высказали предположение, что попу*лярность астрологии в XX в. можно объяснить двумя причи*нами. Во-первых, повышенным внимание к ритму, к пульса*циям, которые прослеживаются во всей Вселенной. Поймать «такт космической вибрации», уловить идущие из глубины космоса таинственные сигналы, воспринять единый ритм ми*роздания, слиться с ним — вот некоторые из мотивов, питаю*щих интерес к астрологии и проявляющихся также в ставшей популярной в последнее время «бит-музыке». Если в древности люди интуитивно чувствовали зависи*мость земной жизни от космоса, то в XX в. благодаря дости*жениям в области космической медицины, космической био*логии, биоритмологии ученые пытаются научно обосновать связь космос — человек. Но при этом влияние космоса рас*пространяется не только на биологические процессы, но и на процессы социальные. Во-вторых, популярность астрологии объясняется тем, что в отличие от религии она обходится без мучительных вопро*сов о смысле бытия, о происхождении добра и зла, о грехе и возмездии. В гадательной (юдициарной) астрологии все пре*дельно ясно: можно оставить в стороне старые отвлеченные вопросы и, следуя указаниям своего гороскопа, творить лю*бые поступки и при этом ощущать собственную гармонию со Вселенной. Именно вследствие такой упрощенности астроло*гия и пользуется наибольшей популярностью у представите*лей средних классов и у молодежи. Споры об астрологии продолжаются. В ноябре 1981 г. на страницах римской прогрессивной газеты «Паэзе сера» велась дискуссия между сторонниками астрологии и астрономии. Де*виз — «Хоть и не верно, но верю?». В дискуссии отмечалось, что современная астрология — явление городской жизни. Один из участников дискуссии, астроном Джорджо Буовино, утверждал, что астрология не умирает и не умрет никогда, ибо к ней всегда будут прибегать люди, неуверенные, сомневаю*щиеся в себе, боящиеся за свое будущее. Ведь недаром почти все политики содержат личных астрологов. Астрология стала своего рода громоотводом для их совести; ведь в случае по*ражения они могут сказать: я не виноват, сие было начертано на небесах. Но «успехи» астрологии XX в. имеют под собой не толь*ко политическую почву. Как отмечала астроном Мергерина Хакк, участница той же дискуссии, современный «успех» астрологии объясняется не «научностью» последней, а тем, что подлинная наука еще не в состоянии ответить на все во*просы современного человека.