1. Вы мне говорите: «Дай апельсин!» А я отвечаю: «Подожди сейчас не об этом, есть более важные дела! Нужно посмотреть, где нам взять яблоки». Это стратегия избегания или игнорирования. 2. Вы мне говорите: «Дай апельсин». А я отвечаю: «Вот, пожалуйста, бери»! Это стратегия приспособления. 3. Вы мне говорите: «Дай апельсин». А я отвечаю: «Я хочу сказать один раз, и так, чтобы было ясно навсегда – этот апельсин мой. А если хочешь его получить, заплати хорошую цену». Это стратегия доминирования. 4. Вы мне говорите: «Дай апельсин». А я отвечаю: «Знаешь, я про апельсины слышал, что не такие уж они полезные по сравнению с киви. Слишком они сладкие. А ты свой уровень сахара когда в последний раз измерял? У меня есть хороший аппарат. Могу предложить с 30% скидкой. Кстати, если у тебя в дальнейшем будут появляться апельсины, отдавай их мне. Я за твои два апельсина буду давать, так уж и быть, один киви». Это стратегия манипуляции. 5. Вы мне говорите: «Дай апельсин» А я отвечаю: «Это мой апельсин, я же его купил» А вы мне: «Так я же тебе деньги и дал» Я продолжаю: «Те, деньги, которые ты дал – это ты мне долг вернул». А вы тоже не сдаетесь: «Так ведь и я тебе в свое время в долг немало давал». И мы так можем продолжать бесконечно… Это стратегия соперничества. 6. Вы мне говорите: «Дай апельсин» А я отвечаю: «Давай подумаем, как сделать так, чтобы и тебе досталось и мне. К примеру, давай разрежем пополам» «Хм, хорошо»! – реагируете вы. А я продолжаю: «А когда и у тебя будет целый апельсин, то в тот раз ты уже поделишься со мной. Пойдет?». Это стратегия компромисса. 7. Вы мне говорите: «Дай апельсин» А я отвечаю: «А тебе для чего»? «Мне для торта нужна шкурка», - заявляете вы. «А мне нужна мякоть для сока». И мы делим апельсин: вам шкурку, мне мякоть. Это стратегия сотрудничества. 7.1. Или можно и по-другому. Вы мне говорите «Дай апельсин». А я отвечаю: «А давай этот апельсин общими усилиями продадим, на него купим два яблока» А вы продолжаете: «А эти два яблока обменяем на три груши, их продадим и купим два апельсина». Это стратегия перспективного сотрудничества. Ах если бы меня учили так в школе! Хотя, если подумать, каждое знание для определенного времени. Думаю, что в школе, в начальных классах, я бы этого не поняла. А в старших классах я бы сказала, что это слишком просто. И, опять-таки, не поняла. А вот сейчас я понимаю. Ну, во всяком случае, у меня есть такая уверенность. Или, по крайне мере, желание. И еще одно желание есть у меня – чтобы вы заучили эти семь стратегий и в течение следующей недели смотрели на людей с точки зрения того, какая у них ведущая стратегия, какая дополнительная, а какой и в помине нет. Понаблюдайте за людьми. Это крайне любопытно!..."