сводная таблица стиль в целом размер: средний — систематичное мышление. крупный — щедрость, открытость. мелкий — деловитость, внимание к деталям. очень мелкий - педантичность, мелочность, близорукость. увеличение размера текста — прямота, искренность. уменьшение размера текста — хитрость, скрытость. регулярность размера — спокойствие, недостаток эмоциональности. нерегулярность размера — неуравновешенность. непропорциональные буквы — придирчивость, нервное расстройство. форма: множество бесполезных завитков — самомнение. четкая — интеллектуальность, уравновешенность. неаккуратные и неразборчивые буквы — умственная неряшливость. нечеткая и торопливая — поспешность, недостаток концентрации. волнистая — нервное расстройство, пожилой возраст. угловатая — нетерпимость. нажим: ярко выраженный — сильная воля. слабый — робость или физическая слабость. очень сильный — страсть. равномерно толстый — грубый нрав. каллиграфический — подчиненное положение, недостаток воображения. наклон: отсутствует — самоконтроль, обдуманность, сдержанность. вправо — артистизм, чувствительность. сильный вправо — чрезмерная эмоциональность, недостаток контроля над темпераментом. влево — сдержанность, гордость. сильный влево — подавленность, болезненность. строки: горизонтальные — любовь к порядку, логическое мышление. наклон вверх — честолюбие, оптимизм. крутой подъем — возбуждение. наклон вниз — разочарование, пессимизм. крутой спуск — отчаяние. волнистые — нестабильность характера. промежутки: слова и буквы широко отстоят друг от друга — щедрость. слова и буквы очень широко отстоят друг от друга — безответственность. слова и буквы сжаты — жадность, скупость. слова соединены — энтузиазм, поспешность, чрезмерная откровенность. равномерные между строками — душевное равновесие. неравномерные между строками — артистизм, непостоянство. очень широкие между строками — щедрость, расточительность. маленькие между строками — экономность, скупость. поля: отсутствуют — посредственность. умеренные и равномерные — уравновешенность. двойные — педантизм. увеличивающиеся — щедрость, расточительность. уменьшающиеся — экономность. очень широкие — расточительность. неравномерные — нестабильность. не расстраивайтесь, если некоторые черты, встреченные вами в конкретном почерке, противоречат друг другу. психическое состояние каждого чело-зека подвержено изменениям и не является раз и навсегда заданным. законченные и совершенные «типы» встречаются только в художественных произведениях. так, если мы проанализируем сжатый почерк (означающий жадность), но с большими промежутками между линиями (означающими щедрость), то одно качество можно дополнить другим и прийти к выводу, что автор склонен к жадности, но при случае демонстрирует склонность к щедрости. если ширина полей увеличивается (что означает расточительность), а строки сжаты (что означает экономность), то можно предположить, что автор экономен в одних делах и расточителен в других — вполне обычная человеческая черта. разные характеристики могут соединяться почти до бесконечности, и поэтому при анализе необходимо проявлять здравый смысл, чтобы придти к разумным выводам. отдельные буквы по мере того, как мы все глубже и глубже продвигаемся в изучении графологии, наука эта требует от нас все большего искусства наблюдений. хотя из стиля почерка в общем можно узнать многое, более подробную картину характера пишущего можно установить только на основе деталей. иногда даже требуется лупа, чтобы рассмотреть незначительные штрихи букв, и мы советуем ее приобрести всем, кто хочет усовершенствоваться в этом мастерстве. для начала рассмотрим стиль и форму прописных букв. прописные буквы 1. печатные — ясность ума и педантичность. 2. простые — здравый ум, рассудительность. 3. кривые — небрежность, лень, необразованность. 4. изощренные и, фигурные — ложная гордость, недостаток интеллекта. 5. маленькие по отношению к следующим буквам — скромность. 6. большие по отношению к следующим буквам — тщеславие, гордыня. 7. широкие — хвастовство. 8. узкие — хитрость, сообразительность. 9. расположенные ниже уровня остальных букв — образованность и утонченность. 10. расположенные выше уровня остальных букв — самонадеянность. 11. соединённые со следующей буквой — самоуверенность, последовательность идей. 12. большая верхняя часть — высокомерие. 13. большая нижняя часть — пессимизм. 14. начинаются с завитка — накопительство, намерение преуспеть. 15. начинаются с длинного изгиба по направлению к верхней части — сдержанность, сосредоточенность. 16. заканчиваются завитком — упрямство, недостаток чувствительности. 17. подчеркивают строчные буквы — излишняя самонадеянность и самодовольство. вполне возможно, что при написании заглавных букв человек постарается произвести впечатление и будет использовать какие-то необычные приемы. если имеются подозрения такого рода, то нужно проанализировать каждую букву и все буквы в целом; тщательно выписанные буквы будут отличаться на фоне остальных, а также иметь черты различной степени проработки. так, например, изощренные прописные буквы со множеством завитков часто можно встретить при самом обычном почерке; к тому же некоторые части этих букв передают истинный характер пишущего, когда он забывается и не обращает на них внимания. раньше считалось, что графолог должен тщательно исследовать каждую букву алфавита; те или иные особенности ее написания позволяли определять то или иное качество характера. современные графологи утверждают, что это необязательно, а иногда даже ошибочно. у одного и того же человека написание букв может слегка варьироваться, и поэтому невозможно вывести абсолютно строгих правил. мы советуем делать выводы скорее на основе стиля в целом, чем на основе конкретных букв; принимать во внимание следует такие факторы, как размер, форма, наклон, соединение и т.д. но, разумеется, есть такие буквы, которые важны для понимания характера, и их мы рассмотрим ниже. строчные буквы общий стиль написания строчных букв можно свести к следующим разновидностям: широкие и низкие буквы — чувствительность; если очень широкие, то чувственность. широкие и высокие — действие напоказ, актерское мастерство. узкие и низкие — подчиненное положение, жадность. узкие и высокие — щедрость, милосердие в сочетании с деловитостью. сжатые — скупость, недостаток ума. крошечные — восприимчивость, научный склад ума. равномерные — практичность, физическая сила. неравномерные — неуравновешенность, артистичная натура. очень округлые — жизнерадостность, дружелюбие. очень угловатые — суровость, язвительность. квадратные — скверный характер, властный нрав. тщательно выписанные — артистичность, доброта. толстые — чувственность, приземленность интересов. четкие — уравновешенность, сильная воля. разорванные — нерешительность, слабость. мы уже говорили о наклоне при обсуждении стиля письма. иногда случается так, что некоторые буквы отличаются по наклону. это знак внутренней борьбы, стремления подавить свои эмоции (иногда неудачно). такой человек порой срывается и демонстрирует свои чувства, а потом замыкается.